Аглая, Марри Кейт, прошу прощения, что задержалась с выполнением обещая - аврал-с
Итак, мистер Диккенс. Это лето и осень оказалось богатым для меня на открытие его не самых известных книг, и "Наш общий друг" (НОД) стал, пожалуй, вторым после "Барнеби Радж".
Должна сказать, что лет в 19 я осилила "зеленое" СС Диккенса и, можно сказать, принесла ему вассальную присягу Почти все книги мама приносила из билиотеки своего НИИ (по-моему, с момента создания этой библиотеки годах в 60-х никто Диккенса не спрашивал; библиотекарша был просто поражена маминой настырностью, с которой она уносила том за томом ,и выдавала с очень большой неохотой), читала я их взахлеб - и, может быть, поэтому запомнила не все. Когда серия "Зарубежная классика" начала издавать Диккенса, я скупила практически все - и не пожалела, некоторые открытия не грех и дважды совершить.
Диккенса я нежно люблю не столько за сюжет (будем честны, принцип один для большинства романов, исключение составляет разве что "Тайна Эдвина Друда"), сколько за свет, который он несет. Это не пафос - какой бы хандре и мизантропии я ни предавалась, открытый наугад роман заставляет меня улыбнуться - или хлюпнуть носом. И почувствовать себя ЖИВОЙ в ЖИВОМ мире, даже если сейчас в нем/в моей жизни все не совсем так, как мне бы хотелось. Здесь, думаю, уместны две цитаты: "Диккенс - христианнейший из писателей" (с) Ф.М. Достоевский. "Ты плачешь? Значит, ты стал человеком" (с) Ж.Верн.
И НОД этим светом как раз и наполнен. Нарочито наивный, с мягким юмором, с "воспитанием чувств", словно сошедшей с любительской рождественской постановки - и с таким сильным эмоциональным стимулом жить, верить и любить, что становится стыдно за свои мелкие и мелочные заморочки. Без этой наивности, кстати, роман стал бы пафосен и нравоучителен до зубодробительности. Но и накал настоящих, ЖИВЫХ страстей силен, совсем не "манная каша с рюшечками"
Есть там, конечно, и "социальная сторона": богатство портит, не в деньгах счастье... Банально? Но подано через настолько милых, ярких, колоритных персонажей, что "воспитание чувств" уже читателя происходит незаметно, пока он сердится на "испаскудившегося" м-ра Боффина (я, честно, почувствовала себя обманутой: такой милый диккенсовский чудак, и вдруг такое полезло! но закончилось все хорошо) , сначала раздражается, а потом умиляется на Беллу, переживает за Юджина (вот за него я тревожилась до последнего!)
М-р Диккенс умудрился так "проехаться" по Обществу, что желание вести несветский и негламурный образ жизни в любую эпоху только укрепляется. И (вот она, "милость к малым сим!") это Общество казалось бы вполовину менее опасным и два раза более смешным, если бы не беда Джорджианы.
Еще два слова о любви: более яркой иллюстрации к тому, что любовь и ненависть ходят рука об руку, я в литературе навскидку не припомню.
Мой отзыв грозит перерасти в детальное описание каждого персонажа ,поэтому на сем, наверное, остановлюсь. Это надо читать, а не слушать мои восторженные визги .
Резюме: один из самых удачных романов Диккенса (в моем рейтинге - после Дэвида Копперфилда, Холодного дома, Барнеби Раджа и Повести о двух городах). В меру реалистичный, в меру чудаковатый. Зло - не абсолютный порок или абстракция, у него есть человекческое лицо и оно тоже может страдать. Добро - не абсолютная врожденная категория, за ним надо ухаживать, иначе вырастет репейник. А что, он тоже цветет В финале все получают по заслугам (в представлении викторианского общества, конечно), а читатель получает огромное удовольствие (вне всяких категорий).
Ах, да, там же еще детективная линия есть! Правда, м-р Диккенс с самого начала хотел, чтобы все было понятно. За тайнами - прошу к Эдвину Друду
Диккенс, "Наш общий друг"
galkas2005
| четверг, 08 декабря 2011