Вы знаете, а у них получилось)))
Ниже я уже писала, что к постановкам Булгакова отношусь настороженно, эталоном считаю "Собачье сердце" Бортко и "Дни Турбиных" Басова. Превзойти их, по меньшей мере, сложно. Но, как оказалось, можно попробовать показать по-другому. И даже некоторые изменения в сюжете по сравнению с романом (постановка называется именно "Белая гвардия") не испортили впечатления.
Еще одна оговорка: из актеров, задействованных в спектакле, я знаю только Хабенского, Пореченкова и Семчева, и ни один из них к числу нежно любимых не относится. При этом, на сцене я видела Алексея, Мышлаевского, Лариосика, а не актеров, делавших вид, что они - русские офицеры или житомирский кузен.
Алексей Турбин в исполнении Хабенского оказался тем самым в меру рефлексирующим интеллигентом, которого я представляла, читая Булгакова; даже несколько более жестким: с Тальбергом "прощался" не "человек-тряпка" (с), а усталый, тащивший на свих плечах неподъемный груз офицер, который уже почти привык видеть предательство - но не то, как предают самых близких.
У Михаила Пореченкова я, честно говоря, вообще не подозревала драматических способностей, и в первом акте Мышлаевский был гротескен; и тем более неожиданным стал для меня второй акт, когда этот грубый клоун, выпадающий из общей картины, остановил готовый вспыхнуть бунт, произносил монолог "Что бы ни было, здесь - Россия". Я ему верила.
Настоящим открытием стал Семчев-Лариосик. Появившийся как чисто комический персонаж, со своими варежками на резиночках, пропущенных в рукава, и необъятными габаритами, он оказался настолько пронзительно-беззащитным в сцене объяснения с Еленой, что я сидела, судорожно стиснув руки на коленях.
Разочарованием стали Елена (Н.Рогожкина) и Шервинский (А.Белый). Елена для меня - тот свет лампы под абажуром, на который идут "пешие, конные, утомленные, нецелые - любые" (с) мужчины; рыжеволосая манерная женщина, все время странно изгибающаяся и сплетающая пальцы красивых, надо признать, рук, не имеет с ней ничего общего. Мне она показалась скорее неудачно сыгранной Маргаритой "ведьминского" периода. Живая "Лена-ясная" прорвалась лишь раз, в одной фразе, произнесенной мертвым голосом: "Вы все, офицеры,... пришли... а командир ... убит".
Шервинский-А.Белый, на мой взгляд, очень подражал Василию Лановому в "Днях Турбиных" Басова.
Я привыкла воспринимать "Белую гвардию" как глубоко трагичное произведение, во многом рассказывающее историю и моей семьи. И то, что за три с лишним часа я то смеялась до слез, то, до слез же, закусывала губу, и в то же время видела ту, мою "Белую гвардию" - моя высокая оценка и большая благодарность создателям спектакля. Это был хороший вечер.