"Гендерные" праздники я не слишком жалую, но сегодня хотела бы рассказать о Настоящем Мужчине и Настоящем Защитнике.Дядя Ваня. Так его звали в семье все, от 7-летней Ляльки (моя мама), племянницы жены, потерявшей отца во младенчестве, до тещи Галины Михайловны, истинной леди старой закалки.
Он происходил из немцев Поволжья, вырос под Самарой. Впрочем, от происхождения осталась только фамилия; по всему: внешности, характеру, он был природным русским. Мальчишкой рос хулиганистым; однажды едва не довел до ранней седины старшую сестру. 16-летняя красавица Ганна решила погадать на Крещенье с зеркалом и свечами ,и уселась в пустой избе, не заметив братишку, забравшегося за какие-то короба на печке. И вот, напряженно вглядываясь в зеркальные глубины, она увидела, как из-за спины ее отражения медленно выплывает "гроб". Она с криком бросилась из дому, едва не снеся с петель дверь, и ее долго не могли убедить, что это мелкий Ванька двигал короб на печи.
читать дальшеПосле ВОВ дядя Ваня успел погонять басмачей, заслужил у них своеобразное "уважение": решено было живым его не брать.
Забрасывала его судьба и в Украину, откуда он вывез любовь к вышитым рубахам и украинским песням. У него был не сильный, но очень приятный баритон и абсолютный слух, он мог с первой попытки напеть почти любую мелодию.
В 60-е гг его перевели служить в г.Горький, они с его первой женой жили в доме, который цел и по сей день на ул. Ильинской (тогда Краснофлотской). Цел-то он цел, только что тогда, что сейчас не имеет номера, не значится ни на одной карте, но при этом квартплату с жильцов взимают аккуратно. Вот таким же "призраком" и был на тот момент его первый брак. Оба уже немолодые, бездетные, они не могли отпустить друг друга, т.к. разводиться офицерам было нельзя. Только выйдя в отставку, дядя Ваня смог получить развод, оставил жене все нажитое... и очень быстро женился второй раз. На той самой Елене-Леле, старшей сестре мой бабушки, названной в честь великой любви их отца.
Была когда-то такая песня: "Поздняя женщина, поздний цветок, позднее счастье..." Когда я впервые услышала ее ,сразу подумала об этой семье. Дядя Ваня пришел в огромную семью, и сразу умудрился стать своим. С удовольствием возился с маленькой племянницей, учил укладывать косу "короной" младшую из троих сестер жены, 23-летнюю Нину, и шутил, что эти косы и продавать не надо, и так золотые-рыжие, чинно играл в лото с тещей, был душой и голосом компании в праздники. Вот о войне рассказывать не любил. На память о тех временах остались боевые награды, именной пистолет и часы. Когда в доме стало в общей сложности 4 детей, он отнес оружие к сестре, и дядя (его сын) жалеет об этом до сих пор.
Он виртуозно носил шляпу. До сих пор, разглядывая старые фотографии, я поражаюсь той неброской элегантности, с которой он ее носил. У него было много метких выражений, поговорок. Например, выпив рюмку водки под пельмени, он говорил: "Ах, хорошо, как Христос лапотками прошел"
С совершенно новой стороны он раскрылся, когда родился его сын. Дети. Он никогда не разделял не родную ему по крови племянницу и сына, все, что он делал, делал для обоих. И сердце тоже разделил надвое. До сих пор у нас в семье принято на просьбы мелких купить мороженое зимой отвечать: "Возьми кусок сахара, пойди на улицу и сядь попой в сугроб - и холодно, и сладко". Или подтрунивать ,уверяя, что на ДР мама подарит старый башмак ("Незаменимая, скажу тебе, вещь, одевай в дождь на голову - и не промокнешь, и видно все!"), а папа - дырку от бублика ("Ты сам подумай, велика ли мудрость - бублик. А вот дырку от него подарить попробуй, это уметь надо!").
Каждое лето он с детьми уезжал в деревню, где снимал угол деревенского дома, а мамы приезжали на выходные. Мама и дядя до сих пор, с горящими глазами вспоминают ловлю раков, походы в лес, и все это с шутками, историями, песнями... Мама, правда, вспоминает еще, как бабушка полдня расплетала ей косички, заплетенные крупными мужскими руками; о бантиках, которые на них красовались, ни она, ни бабушка рассказать не могут - это было неописуемо.
Он умер, когда его сыну было 7 лет. Успел увидеть ,как он пошел в первый класс, и тут не обошлось без приключений. Гордый свежеиспеченный ученик не мог настегнуть пуговицы на брюках новой формы, а эти бестолковые женщины только метались вокруг, собираясь уже чуть не зашить на нем эти несчастные брюки. И отец, тяжелобольной, негибкими уже пальцами учил его обращаться с пуговицами. Научил. С первой попытки.
Мама как-то сказала, что за всю ее жизнь было 7 лет. когда она чувствовала себя абсолютно защищенной и спокойной. Все эти 7 лет у нее был отец. Дядя Ваня.
@темы:
Aх, фремя, фремя! (с),
Разные разности,
Натворительство,
Гелкины байки,
Беспокойное семейство,
Кофе много не бывает!,
Четки дней,
Разговоры заполночь
Спасибо за рассказ об очень хорошем человеке.
Сатори Ивадзику, тебе спасибо))
Особа Важная, ненене, нельзя и категорически противопоказано)) Я свой "потолок" знаю