Не вечно же закрываться, не вечно же - в обороне...
И после обеда не читайте, и вообще, прав был Михаил Афанасьевич. Только он про СМИ, а я про современных писателей.
В. Сорокин, "Метель". Хуже было только после платоновского "Котлована", но он в своем роде анти-эталон, для меня, по крайней мере.
Говорила мне мама... Зарекалась же я приобщаться к высокому современному искусству, знала, что не в калашный ряд с моей харизмой... Теперь надо срочно "заедать", вернее, зачитывать, чем-то нормальным и человеческим.
В. Сорокин, "Метель". Хуже было только после платоновского "Котлована", но он в своем роде анти-эталон, для меня, по крайней мере.
Хотя Сорокин в виде текста - сплошная патология, это да.
Мне кажется, судить об очень разной современной литературе по какому-то частному её проявлению несколько некорректно. если бы по одному проявлению((( я с незавидной регулярностью нарываюсь на кино- и литературные произведения, которые предлагают мне проникнуться тонкой душевной организацией психов, наркоманов и прочего... эээ... маргинального элемента. И еще им посочувствовать, и поверить, что им открыта какая-то великая сермяжная правда, и что это и есть жизнь. На мой взгляд, про униженных и оскорбленных все сказали Достоевский с Лесковым и Шмелевым, а копаться в, кхм, результатх жизнедеятельности.... В общем, воздержусь от резких нелицеприятных оценок))) Современная литература и "кино не для всех", на мой взгляд, погрязли в натурализме (чем гаже - тем лучше), оправдывая им пустоту и нежелание что-либо делать. Если ты назовешь обратные примеры - буду благодарная, и попробую почитать.
Но впечатление, что сейчас модно доказывать на страницах книг, что наша жизнь и наш мир — сплошная дрянь, всё-таки складывается.Hatifnatt, вот у меня тоже такое впечатление остается. Хочется помыть руки и пойти почитать фэнтезю, или детектив, или что-нибудь мадамское, вроде Д.Рубиной (хотя ее тоже не слишком люблю)
В кино и театре (сюда же тексты новой драмы) мне интересно. И мне не кажется, что это чернуха. Это постановка неприятного диагноза нашему обществу. Очень неприятного. Но какой-нибудь "Бубен, барабан" или "Волчок" мне кажутся важнейшими художественными высказываниями.
В литературе я пока мало смотрел в ту сторону. Но у меня оптика полупрофессионального читателя что ли, чем просто читателя. То есть, например, я могу не любить до зубовного скрежета какого-нибудь Солженицына или Бабеля с его "Конармией", но я отчётливо понимаю важность и нужность этих текстов. Причём как и для общества, для русской словесности, так и для самих авторов.
Облачный Кот, И мне не кажется, что это чернуха. Это постановка неприятного диагноза нашему обществу Ну, я-то читатель не профессиональный, а очень даже любительский и местами идеалистический. Зато недоисторик
И еще. Даже самые "чернушные" диагнозы Достоевского (например) подсказывали какой-то выход. Современные "диагносты" предлагают накрыться простыней и ползти на кладбище - по крайней мере, у меня остается такое впечатление. Да и жизнь рисуют такую ,что сама удавишься, за такое бороться не стоит. А я идеалистка, я жду и от фильма, и от книги ,спектакля - нет, не розовых очков и овечек на лужайке, а поддержки в том ,чтобы хотелось жить, чтобы было ради чего жить, даже если вокруг все совсем не пасторально, чтобы менять что-то, пусть только вокруг себя. Современное искусство говорит мне, что жизнь - д...мо, живу я в д...ме и сама - д...мо (пардоньте мой французкий). Если я чего-то не слышу - буду рада разубедиться)))
Если бы на кладбище. Скорее, производить с чистой совестью то самое д...мо. Ну а что, отличаться от окружения, что ли?
Яртур,
так вообще-то разнородное общество и порождает очень разное искусство, как я уже говорил. Есть и неореализм (неонатурализм), есть и неомодернизм. Например, Прилепин ("Чёрная обезьяна", "Грех", "Санькя") и Элтанг ("Побег куманики", "Каменные клёны", "Другие барабаны", поэтические сборники, которые в сети легко ищутся) - это две совершенно разные литературы, уравновешивающие друг друга. Ещё - Дмитрий Быков (О-трилогия, "Орфография" - совершенно чудесная вещь; ну и вообще он старомодный такой, повествовательный, без всяких этих модернистских замашек); "Дом, в котором..." Мариам Петросян (сам не читал пока что ещё, правда); Денис Осокин ("Овсянки" мне очень понравились, и фильм, и фильм!); Михаил Шишкин (как и Элтанг, это эстетская линия Бунина, Набокова, Андрея Белова и Саши Соколова); Линор Горалик (у которой я очень люблю по-тэффиевски едкую публицистику). Из зарубежного - я давно-давно подсовывал тебе Горана Петровича (тебе, правда, не понравилось, но он весь соткан из света); Павич (он из той же степи, что и Петрович, только ещё хитровывернутей); Харрис (ты её и так читаешь ведь, да? мне, кстати, её "Джентльмены..." вообще кажутся очень жестокой и жесткой книгой, просто у неё невероятный дар говорить об этом каким-то другими словами); Майкл Каннингем (это такой Толстой как автор "Анны Карениной", помноженный на Вирджинию Вулф и поделённый на слог, иногда балансирующий на грани со сценарным); ледяной Питер Хёг.
По поводу диагноза - мне-то кажется, что они твою мигрень и мой зуб обощают словом "болит" (иногда ещё и добавляют "где-то в районе головы"). В медицинском смысле это не диагноз, конечно, но мы же обмениваемся метафорами, так что всё окей? По поводу же униженных и оскорблённых - мне не кажется, что Достоевский, Диккенс и Шмелёв всё сказали, потому что они говорили всё-таки о других вещах (Дост так вообще, по-моему, использовал это как декорацию, а на деле-то говорил о человеческих душах) и о своём времени (и не стоит забывать, что по меркам своей эпохи Фёдор Михайлович и Диккенс вообще-то проходили по ведомству не то чтобы бульварно-сентиментальной, но массовой литературы - другое дело, что они был невероятно талантливы). Кстати, в сторону "Преступления..." - всем-всем-всем рекомендую экранизацию от бибиси, там минисериал из двух полуторачасовых серий; это шедевр.
Hatifnatt, Гела, мне вот оно ничего подобного не говорит. На примере кино, потому что мне так проще. Да, какие-нибудь "Два дня" Смирновой смотрятся куда легче, чем сделанный с явно холодным сердцем "Бубен, барабан" Мирзоева или сдержанный "Как я провёл этим летом" Попогребского. Но я смотрю, мне жутко, мне не всегда приятно, мне часто узнаваемо, но у меня нет ощущения дерьма. Может быть, дело в нас самих? Мне кажется, "Амели", "Шоколад" или "Пир Бабетты" ещё надо заслужить.
И, да, есть и сейчас вполне позитивные авторы - только "серьезными" и "жизненными" их мало кто считает, а вот "актуальное искусство" - дааа, это глубина необъятная.
Смешивать ли автора и его книгу .в каких пропорциях - еще одна отдельная, сложная тема. Могу позже попробовать сформулировать, но я для себя еще не до конца определилась ,скажу сразу. Поэтому пока скажу: я с автором лично не знакома, вот, держу его "мессидж" в руках. Смердит-с))
они твою мигрень и мой зуб обощают словом "болит" угу, и лучшие предлагают лечить пульпит холодным компрессом, а мигрень бормашиной - на голове же болит, что там разбираться! Ах, не помогло? Ну, тык, все там будем, чего ты хорошего-то хотела? Это если вообще предлагают лечить. Меня в современном искусстве как раз и удручает пессимизм, безинициативность и животность как эстетическая категория и художественная правда (во завернула
мне вот оно ничего подобного не говоритЯ оговорилась сразу - это моя ИМХА, мое восприятие. И я не призываю запретить "Овсянок"... мне просто обидно, что мне для "разговора о душе человеческой" предлагают в лучшем случае "в общем, все умерли, или умрут очень скоро" ("Как я провел...") - или, здравствуйте, мистер Диккенс. Мне не нравятся художественные приемы, которыми пользуются "актуальные творцы" - они ставят с ног на голову мою систему координат "хорошо-плохо". И уж точно не помогают выбраться из моего тупика, только запутывают еще больше и приводят к мысли ,что все безнадежно, тошно и скверно.
Вот поэтому я и не читаю "советских газет"
Рано или поздно эти темы будут всплывать.
Но вообще, я давно забила на современную литературу о суровых жизненных реалиях. Когда я читала Селинджера и Саган, я ревела. Когда читала Кауфман - меня пробрало. Когда я открываю кого-нибудь из российских авторов, меня начинает тошнить. Так что наш выбор мумми-тролли!
Гела, да, меня занесло в запале. Но вообще натурализм, радикальный жест, склонность к исследованию неврозов - это общая тенденция европейского авангарда, не только русское явление.
По-моему, такие вещи - не поручусь точно за "Метель", не читал ещё - помогают видеть, как не надо. Такой антиэталон, как ты точно обозначила, с которым можно сверяться и делать от противного. Какие позитивные авторы не считаются актуальным искусством? Та же чудесная, саркастичная Горалик вполне себе инновативный поэт. Это словосочетание - актуальное искусство - вообще, как я понимаю, только про арт, к литературе, театру, кино и музыке оно малоприменимо.
Что же до диагнозов, так, по мне, их только ставят (иногда, быть может, ампутируют - сразу всю голову: гильотина же лучшее средство от головной боли). А по поводу обобщённости болей ремарка: нон-фикшн в этом смысле показательнее. "Белое на чёрном" Гальего, "Дневник Жеребцовой Полины" и "Бесланский дневник" Кристины Дзагоевой (книжки, думаю, почти неизвестные широкой публике) свои диагнозом объединяют и твою мигрень, и мою зубную боль, и чьи-нибудь покалывания в пятке. А ещё говорят: мол, хватит симптомы-то купировать, э? пора бы уже системно лечиться.
Всё то, что ты перечислила - это о душах, безотносительно здесь и сейчас. А та же новая драма, активно работающая с люмпенами, говорит именно о здесь и сейчас, чего Ф.М.Д. и Ч.Д. ну никак сделать не могли при всём своём таланте. Хотя, конечно, диккенсовские сироты ближе к современной российской действительности, чем к современной британской.
А есть ещё темы, которые только в таком пограничье и можно рассматривать. Ну, например, иная ориентация (Хатт, прости! просто наглядный пример) - невозможно о ней говорить языком семейной драмы или милой романтической комедии: русские реалии таковы, что тема по своей сути маргинальна.
А вот вопрос средств - это да. Кому-то нравится, кому-то нет. Кто-то чувствует в этом талант, кто-то нет. Кто-то видит что-то за эстетикой безобразного, кто-то видит только саму эстетику безобразного, кто-то видит вообще только безобразное. Это вопрос восприятия и собственной готовности вступить в диалог с автором.
Но эстетика безобразного пусть и условно модная, но не единственная же! Современное искусство (в самом широком смысле) многогранно и абсолютно неоднородно, разнодиагнозово: оно позволяет найти художников (в самом широком смысле) на любой вкус.
Одну и ту же тему психопатологии можно изобразить разными средствами - в литературе "Цветы для Элджернона" Кизи, "Парфюмер" Зюскинда или "Школа для дураков" Соколова, в кино "Сумасшедшая помощь" Хлебникова (неудачный фильм, на мой вкус) и "Бубен, барабан" Мирзоева (эх, кто бы мне заплатил за рекламу). Тут уже вопрос собственного вкуса и склонностей. А по мне, так лучше всего и то, и сё вместе с пятым и десятым прочитать-посмотреть-послушать.
А вот связь между "все умерли" и "Как я провёл этим летом" я не уловил. Там в кадре никто не умер. И абсолютно не факт. после титров там кто-то помрёт. Зато там невероятно точно про две страны рассказано и про два сосуществующих времени в нашем государстве.
Доста я в запале не успел дописать. Но мне всё равно, как ты будешь Сорокина называть, честно.
Радужная Рысь, не могу удержаться от выражения согласия.
Где связь между европеизированной (wtf?) тенденцией и американской литературой (тем более 1965 года)? О_о
Так, на вскидку, в "Овсянках", в общем-то, хэппи энд.
И вообще, что вот это вот сверхобобщение современной российской прозы меня удивляет. Это примерно так же, как судить о всей фантастике и фэнтези по изданиям "Альфа-книги".
Радужная Рысь, может, и немного... только очень заметно. Это чисто русская, классическая черта мыслящей интеллигенции: выкопать чернуху, на ней сосредоточиться, и страдать, страдать...
очень сложно писать про негативные явления Я бы добавила талантливо писать, чтобы жечь сердца глаголом (я не ерничаю). Чтобы написать, как бомж в поодъезде малую нужду справляет, туманно намекая на то, что это квинтэссенция мировой сублимации - много ума, ИМХО, не надо. Гораздо труднее написать что-то светлое, чтобы до людей достучаться, заставить оглянуться, вынырнуть из грязи.
Ranee, Элтанг не читала, надо попробовать. Правда, у меня аллергия на сладкое, но имимими тоже все по-разному понимают)) это "Чертова яма" Астафьева, - тоже в "напочитать", не знакома. Когда читаешь современную российскую прозу - тебе вместо надежды дают дерьмо. Вот да, согласна. Подчеркну - то, что называют "новой", "авангардной" и "актуальной".
Освит,
Облачный Кот, еще раз, дорогой друг))) я же не тенденции литературные сравнивала, российские и европейские. Я написала свою ИМХу по фиксированному моменту: то, что сейчас называют российским актуальным искусством, вгоняет меня в депресняк и ступор, не нравится мне ни с точки зрения формы, ни с точки зрения содержания. Читала/смотрела - не все, жанры - разные, восприятие - разное.
помогают видеть, как не надо. в аннотации бы написали тогда, что оно антиэталон, что ли
мол, хватит симптомы-то купировать, э? пора бы уже системно лечиться. Надо почитать. В том, что мне встречалось, фигурировала помянутая тобой гильотина, не совсем то системное лечение ,о котором я мечтаю))
о душах, безотносительно здесь и сейчас Ты знаешь, а я считаю, что настоящая литература и должна об этом говорить. Для злободневных тем есть публицистика (художественная публицистика, если хочешь). та же новая драма, активно работающая с люмпенами Опять рискую попасть впросак и проявить свою некомпетентность, но именно работы-то я и не вижу. Соня Мармеладова - тоже маргинал, но почему-то до сих пор актуальна, а современные авторы детально ,смакуя описывают быт и нравы современных "сонь" - и никакого выхода.
кто-то видит вообще только безобразное Я - да, вижу. И в диалог с автором, которого интересуют исключительно фекальные темы, или который утверждает ,что орущий под окнами и мешающий мне спать амбал так самовыражается - вступать не буду. Он во мне не видит человека (я спать хочу, мне на работу утром!), а я - в его герое.
А по мне, так лучше всего и то, и сё вместе с пятым и десятым прочитать-посмотреть-послушать. нервов и выдержки не хватит))) Я "с краешку" копнула - отмывалась неделю, негатив смывала.
Где связь между европеизированной (wtf?) тенденцией и американской литературой (тем более 1965 года)? О_о как я поняла, здесь не тендеции и литературы сравниваются, а то, что можно писать далеко не романтическую комедию так, что жить захочется, а не удавиться.
И вообще, что вот это вот сверхобобщение современной российской прозы меня удивляет. Это примерно так же, как судить о всей фантастике и фэнтези по изданиям "Альфа-книги". Эммм, позвольте-извините
Словом, я разделяю твою точку зрения. И, будучи филологом, рада и счастлива, что давным-давно сдала все свои экзамены и впредь никто не заставит меня читать то, что я не хочу.
Про Чертову яму - она очень хорошо написана, сильно, за душу беруще, но тяжело почти физически читать. Это почти автобиография, это было и от этого жутко. Так что будешь читать - запасись чем-нибудь из разряда антидепрессантов.
Облачный кот, боюсь, для меня человек написавший такую пакость как Лолита показателем хорошего вкуса не является. Я стилистически люблю "Другие берега" и все. Я неоднократно лично вас предупреждала, что Набокова можно не любить. Смиритесь. И перестаньте проповедовать литературу как формулу.
Гела,
Яртур,