Не вечно же закрываться, не вечно же - в обороне...
Как приходят стихи? - по заказу Дара Ливень
Очень сложный вопрос, хотя бы потому, что я не считаю себя поэтом. Как можно говорить о том, о чем не знаешь?
Поэтому, буду говорить о том, что чувствую. Чем старше становлюсь, тем больше начинаю соответствовать своему знаку зодиака – Весам, в толковании «маятника»: я почти всегда нахожусь в движении, в промежуточном состоянии между волчьей тоской и солнечной радостью, на мое счастье, редко застревая в крайних точках. Остановка, пауза для меня – практически не-жизнь (даже если я сижу по нескольку часов кряду с пяльцами на диване, я все равно куда-то бегу, а еще лучше - лечу); оборотной стороной является моя неспособность расслабиться, сбросить напряжение, просто получать удовольствие от «здесь и сейчас», но речь не об этом.
Весь этот экзистенциализм я излагала к тому, что виршеплетство для меня – процесс неосознанный. Лет до 18-20 у меня бывало пресловутое вдохновение, когда пара-тройка заблудившихся в моей бестолковке образов устраивали там нечто вроде Французской революции на пляже в Ибице, и, пока я не заталкивала их хоть в какую-то условно зарифмованную форму, не давали мне покоя. Лет 10 уже я могу носить пришедшую строчку в голову или образ, как подвеску на цепочке, крестик на гайтане, привычное кольцо на пальце – день за днем, ощущая его тепло, мягкое копошение, занимаясь обычными делами, и только на день 7й или 10й на нее ложатся другие строчки, иногда меняя полностью изначальный смысл. Чаще всего эта исходная строчка становится последней в вирше – или на нее нанизываются все строфы, как бусины на леску, или она делает «финт ушами» и выворачивает наизнанку все, изложенное во первых строках письма (с). Иногда у меня получается и, то, и другое, но, честное слово, я тут не при чем.
Это происходит как-то подсознательно, и говорю я это без тени кокетства: мои попытки прозы - лучшее тому подтверждение. Головой я могу работать, но, увы, не натворительствовать.
Немного технических деталей:
про технику
и интонации
натворительское
-я практически не помню свои вирши наизусть
Очень сложный вопрос, хотя бы потому, что я не считаю себя поэтом. Как можно говорить о том, о чем не знаешь?
Поэтому, буду говорить о том, что чувствую. Чем старше становлюсь, тем больше начинаю соответствовать своему знаку зодиака – Весам, в толковании «маятника»: я почти всегда нахожусь в движении, в промежуточном состоянии между волчьей тоской и солнечной радостью, на мое счастье, редко застревая в крайних точках. Остановка, пауза для меня – практически не-жизнь (даже если я сижу по нескольку часов кряду с пяльцами на диване, я все равно куда-то бегу, а еще лучше - лечу); оборотной стороной является моя неспособность расслабиться, сбросить напряжение, просто получать удовольствие от «здесь и сейчас», но речь не об этом.
Весь этот экзистенциализм я излагала к тому, что виршеплетство для меня – процесс неосознанный. Лет до 18-20 у меня бывало пресловутое вдохновение, когда пара-тройка заблудившихся в моей бестолковке образов устраивали там нечто вроде Французской революции на пляже в Ибице, и, пока я не заталкивала их хоть в какую-то условно зарифмованную форму, не давали мне покоя. Лет 10 уже я могу носить пришедшую строчку в голову или образ, как подвеску на цепочке, крестик на гайтане, привычное кольцо на пальце – день за днем, ощущая его тепло, мягкое копошение, занимаясь обычными делами, и только на день 7й или 10й на нее ложатся другие строчки, иногда меняя полностью изначальный смысл. Чаще всего эта исходная строчка становится последней в вирше – или на нее нанизываются все строфы, как бусины на леску, или она делает «финт ушами» и выворачивает наизнанку все, изложенное во первых строках письма (с). Иногда у меня получается и, то, и другое, но, честное слово, я тут не при чем.
Это происходит как-то подсознательно, и говорю я это без тени кокетства: мои попытки прозы - лучшее тому подтверждение. Головой я могу работать, но, увы, не натворительствовать.
Немного технических деталей:
про технику
и интонации
натворительское
-я практически не помню свои вирши наизусть
Я не люблю стихи, Гела. Но к твоим стихам это не относится.
Орсо,
На одном из концертов Александр Дольский сказал вещь, которую я стараюсь держать в голове: "Писать просто сложнее всего"
Ну да, всегда хочется украсить елку шариками.
Только, мне кажется, эта простота должна базироваться на вдохновении. До тех пор, пока что-то из глубины не войдет в строку, это будет всего лишь красиво составленные буквы. Хотя допускаю, что у кого-то получается хорошо писать и не "на волне".
А я что, я вообще дилетант, самовыродок, ткскзать, во что мысль впихнулась, то мне и форма) Хотя за ритмом и размером все-таки слежу, конечно)
НУ а вдохновение - штука разная. Сама, кстати, говоришь - лечу, стоять не могу...
Сама, кстати, говоришь - лечу, стоять не могу... Это лишь означает, что у меня шило в одном месте, и, вышивая, я параллельно смотрю кино, на старт... внимание...
Иногда в это состояние получается входить специально, иногда не получается. а у меня никогда не получалось. "Войти" могу только в психоз и истерику, завожусь я "с полпинка" - так ведь выход потом два часа искать буду)
А насчет вдохновения я, наверное, так и не смогу толком объяснить, что имею в виду. Слишком уж это из области нематериальных ощущений. И все же, все же.... Что-то в процессе написания должно присутствовать. Иногда оно спокойное и незаметное, иногда наблюдает с усмешечкой исподтишка, иногда вскидывается на дыбы... Но именно оно сцепляет слова в нужной последовательности и именно оно подсказывает - вот тут получилось, а вот это, подруга, ты лучше запрячь в самый дальний ящик. Поплачусь заодно: у меня эта сво..., в смысле, это светлое чувство, давно уже уползло дрыхнуть в глубокую нору и вылезает теперь только поглядеть на вышивалки и прочие рукоделия. Или при эмоциональных всплесках - но на такой волне далеко не уедешь.
Хотя склоняюсь к мысли, что этому очень способствует сидение в четырех стенах. а у меня что способствует???)) за этот год, посчитала, я в командировках провела 38 дней, и это еще не конец. Плюс отпуск, еще 8 дней вне дома
именно оно сцепляет слова в нужной последовательности и именно оно подсказывает кажется, поняла, что ты имеешь в виду) Я-то писала о полете на крылах вдохновения, восторгах и крышесносах, которые мой престарелый организм, измученный нарзаном, уже не выдерживает) А ты говоришь про творческую интуицию, что ли... вот с ней, да, можно договриться, а иногда она загадочно молчит)