Не вечно же закрываться, не вечно же - в обороне...
23.01.2013 в 17:58
Пишет подвальный кот:Поиграем?
напишу пост про любого человека из своей жизни, которого назовете вы.
(приветствуются и абстрактные понятия без имен типа лучшая подруга\любимый школьный учитель\бабушка по папиной линии и т.п.)
поиграем? только, если вам интересно)
URL записинапишу пост про любого человека из своей жизни, которого назовете вы.
(приветствуются и абстрактные понятия без имен типа лучшая подруга\любимый школьный учитель\бабушка по папиной линии и т.п.)
поиграем? только, если вам интересно)
Начинаю выполнять заявки

vedm спросила про первую учительницуЯ пошла в школу еще в СССР, вечный октябренок. Первую учительницу, Н.Д., мама выбирала так придирчиво, словно собиралась отдать меня за нее замуж. С трудом пробила в РОНО, чтобы я пошла не в школу «по месту жительства», а в другую, отстоящую от дома аж на одну трамвайную остановку дальше; чтобы попала именно в класс к Н.Д., а не в параллельный, к совсем молоденькой учительнице, с минимальным опытом и ярко-красной помадой. Тогда уже были подготовительные курсы для будущих первоклашек, и я «проявила» себя во всей красе: запомнить с голоса наизусть две строфы стихотворения с первого раза – это мы запросто, поиграть в рифмы, в города, в деталях разыграть сценку, как купить все продукты и сварить борщ – легко. А вот запомнить последовательность из 5 или 6 предметов, а потом, отвернувшись, сказать, какие из них поменяли местами или убрали – неразрешимая задача; сообразить, по какому принципу выбраны картинки - повод для долгого, физически слышимого скрипения мозгами (я и сейчас пользуюсь для таких упражнений зрительной памятью, а не логикой). Поэтому Н.Д. долго думала, принять ли меня в свой более продвинутый класс, но декламацией «Емшана» и «Бородина» я ее доканала.
Н.Д. была маленькая, кругленькая, очень подвижная дама с громовым (без преувеличения) голосом. Она могла, не особенно мучая горло, остановить бегущего бизона, унять поющего Кобзона и заставить оконные стекла взять ноту си-бемоль без подготовки. Такие навыки объяснялись 25-летней практикой в летних пионер-лагерях. Имея на руках отряд архаровцев на открытом воздухе, и не такой вокал выработаешь. Забавно ,но факт: я в детстве очень боялась криков, громких голосов, но Н.Д. воспринимала абсолютно спокойно.
Зато она, увы, не могла спокойно воспринимать мою катастрофическую неспособность к элементарной арифметике. Вернее ,на яблоках (счетных палочках, карандашах) я могла посчитать почти что угодно, а вот цифра была абстрактным понятием. В результате, мне до 3 класса разрешали раскладывать «счетный материал» на столе во время контрольных, а примеры у доски я решала, используя карандаши на учительском столе.
Н.Д. активно сплачивала класс. И, если ее методы и грешили порой авторитаризмом, на выходе получился вполне гармоничный коллектив, продержавшийся по инерции класса до 6го; потом часть ребят ушла, пришли новенькие ,а наша классная радостно доразвалила то ,что осталось. Я иногда думаю ,что Н.Д. не допустила бы ни появления игнорируемых (активной травли у нас не было, но игнор – тоже вариант травли), ни дружбы за «дай списать», ни «целевого использования» одноклассников, ни многого другого, что приходилось терпеть.
В начальной школе у нас постоянно было что-то, что сейчас принято называть «интерактивом»: выходы на природу (от школы до набережной 10 мин) с играми на свежем воздухе, сценками а-ля средневековый театр с декорациями в виде свободнорастущих березок, факультативный кружок ,на который мы ходили все хором… Еще бы, там мы и прием гостей разыгрывали (с расставлением посуды, придумыванием игр и тем для разговора, разруливанием ситуаций, когда гости вдруг поругались или просто не любят друг друга…), и стихи сочиняли, и сказки сами придумывали.
Для меня остается тайной лишь одно: как так получилось, что на выпуске из 3го класса мы впервые пришли в школу не в форме, а в своих выходных одежках, она, стоя в толпе мелкотравчатых с сиренью и тюльпанами, только разводила руками: «Батюшки, какие же вы все разные! Галька, ты же блондинка платиновая! Саша, как же тебе бабочка идет, ты прямо лорд!»
Она пришла к нам на выпуск в 11 классе. От исходного класса оставалось человек 8, не больше, и друг другу мы были почти чужие. Н.Д. осталась такой же кругленькой, только теперь мне, с моими метр шестьдесят восемь и каблучищами, она казалась совсем маленькой. Зато голос… едва не сшиб меня с каблуков, так что есть в мире неизменные вещи!
Shell Rell спросила: А про прабабушку (надеюсь, не ошиблась?), которая училась в Инситуте для благородных девиц можно рассказать?
Можно))) Предупреждаю - букв очень много, но коротко не получилосьИтак, моя прабабушка, Галина Михайловна (моя полная тезка)
Она ровесница 20 века, родилась в 1901 году в семье чиновника по особым поручениям при тогдашнем нижегородском губернаторе Унтербергере. Первоначально семья жила в уездном городе Лукоянове, потом перебралась в Нижний Новгород. Отец Г.М. был потомственным дворянином , но собственных земель, домов и другой собственности не имел, семья жила на его жалование.Его супруга, З.А., происходила из московских купцов, имела неплохое образование (которое очень пригодилось ей в будущем), но приданое ее так же было небогатым.
В семье в общей сложности было четверо дочерей (Вера, Галина , Наталья, Мария) и сын Михаил, умерший во младенчестве. Он был похоронен на Петропавловском кладбище под приметными тремя молодыми липками. Когда кладбище было снесено и превращено в парк развлечений, Г.М. приводила иногда к этим деревьям своих внуков, показывала место где лежит ее отец и брат.
Отец умер вскоре после сына, и для семьи настали трудные времена. Как вдова чиновника, прапрабабушка получала пенсию ,но ее катастрофически не хватало. На помощь пришла родственница со стороны мужа – Баби’, как ее называли в семье, вдовая бездетная генеральша, (насколько я понимаю, отец приходился ей внучатым племянником). К сожалению, полное имя ее не сохранилось, зато есть фото, где все четыре девочки в одинаковых светлых платьицах стоят у кресла суровой грузной дамы в черном платье и чепце. Ее любимицей была старшая Вера, равнодушного отношения к остальным детям она не скрывала. Помогал и другой родственник отца, тоже чиновник губернаторской канцелярии; очень колоритный господин. На сохранившемся фото в семейном альбоме он при орденской ленте и звездах, имел чин действительного статского советника; в быту был нарочито прост и демократичен, готов отдать последнее. Впоследствии он женился на своей экономке, их сын продолжал поддерживать отношения с нашей семьей до 50-х годов 20 века.
Осиротевшая семья жила на небольших мещанских квартирах, мать строго вела хозяйство, заботясь, чтобы у детей было необходимое. С тех времен у нас сохранилась огромная фарфоровая ваза для печений, которые по праздникам пекла кухарка и горничная Аннушка ; когда за Волгой разворачивалась шумная нижегородская ярмарка, детей водили развлекаться и покупали марципановых хрюшек, которых Г.М. помнила всю жизнь как самое лучшее лакомство.
Время шло, и пора было заняться образованием детей. Как сироты чиновника, они получили право бесплатно учиться в одном из московских институтов благородных девиц. Их мать, чтобы как-то повысить достаток семьи, стала классной дамой в Нижегородской женской гимназии. В это же время (первое десятилетие 20 века) в этой гимназии учились младшие сестры будещего мужа Г.М., но была ли она у них классной дамой – история умалчивает.
О времени ученья Г.М. рассказывала немного: о добром батюшке, который проходя по коридору, тайком собирал и прятал в широких рукавах рясы письма девочек домой, чтобы потом их отправить с почтой, и тем самым помогал обойти институтскую цензуру; о книгах Чарской, которую она любила всю жизнь и перессказывала внукам близко к тексту (как установила мама ,когда Чарскую стали издавать и она смогла сравнить свои воспоминания с оригиналом). Выдающимися талантами в какой-либо сфере она не отличалась, но по окончании института свободно говорила по-французски и немецки, была сильна в математике (настолько ,что всю жизнь работала бухгалтером без какой-либо переподготовки), прекрасно разбиралась в русской и зарубежной классике, помнила множество стихов наизусть. Ее память была вообще поразительной: в начале 80х гг, когда по ТВ впервые транслировали пасхальную службу, она наизусть помнила все молитвы, когда должен вступать хор и т.д. При этом ,она была совершенно не религиозна, и смотрела на службу как на красивый спектакль.
С легкой руки Г.М. у нас в семье передается наследственная привычка, занимаясь хозяйственными делами, мурлыкать себе под нос детские песенки, бормотать стихи и т.д. «Шел по городу малютка», «Раз купил мне барин чаю», «У лесной опушки домик небольшой» - это все в репертуаре уже пятого поколения семьи (в моем лице), выучено еще в раннем детстве с бабушкиного и маминого голоса. От нее же остались поговорки: «Ох, матушка моя, Перпетуя Акакиевна», «Грехи наши тяжкие – пуда на полтора-два потянут» - но это уже вряд ли из институтского фольклора .
С ее младшей сестрой Марией связана еще одна семейная легенда. В отличие от старших сестер, она прекрасно рисовала, и, во время посещения института Императрицей Марией Федоровной в 1915 году, ее во время рисовального класса поставили вперед. Задана была свободная тема, и Императрица, общаясь с воспитанницами, спрашивала, что они изображают. «Я Вам в подарок дорогу рисую» - ответила 9-летняя Муся. Императрица посмотрела на скверно изображенную железную дорогу и хорошо прорисованные сосны, далекий горизонт ,вздохнула и сказала: «Долгая, значит, мне дорога предстоит».
Г.М. вернулась домой после курса института в революционный год. Старшая сестра осталась жить в Москве (училась на медицинских курсах), Наталья была дома с матерью ,Муся еще училась (она заканчивала уже не институт ,а школу). Как-то так получилось, что опорой и главной рабочей силой была именно Г.М. Молодая совсем девушка таскала на себе и пилила дрова, топила печи, ходила за реку по льду, надеясь купить какие-то продукты – и все это сочетая с учебой в медицинском институте, недавно открывшемся в Нижнем. Начало 20-х годов выдалось очень тяжелым: пенсию за отца выплачивать перестали, гимназия была закрыта, и Гале пришлось бросить учебу ради работы за кусок хлеба для матери и сестер.
В середине 20х годов она вышла за Н.Н., моего прадеда. Историю их великой без преувеличения любви, принявшей на себя самый тяжелый период 20 века я уже рассказывала: НЭП, индустриализация, репрессии (а они были оба «из бывших», «с историей»), война . Это был тот самый случай ,когда половинки слились в одно целое, не подавляя друг друга ,а гармонично дополняя. Их дочери вспоминают, что родители поругались только один раз – за 28 лет! Кстати, Мария, сестра Г.М., в начале 30-х гг вышла замуж за млашего брата Н.Н., семьи породнились дважды.
Все праздники проводились вместе, даже если на столе стоял только винегрет без огурцов да помороженая картошка. Мария и Лидия (младшая сестра Н.Н.) обеспечивали ,как сейчас бы сказали, «культурную программу»: декламация, индивидуально нарисованные поздравления каждому, детские спектакли ,сначала с племянниками ,потом и с внуками. В семье были хорошие голоса: тенор прадеда , баритон его брата Георгия, поэтому звучали старые романсы. Были и танцы – прадед с женой (а потом и с Ирой, второй дочерью), самозабвенно отплясывали краковяк и польку.
В семье были очень любовные ,уважительные отношения. Родители никогда не позволяли себе ни при детях, ни просто так, употреблять бранные, резкие слова; все требования родителей обязательно объяснялись. Г.М. было достаточно нахмуриться, чтобы дочери становились шелковыми; самым страшным ругательством прадеда было «Чертова кукла!». Хватало и тягот, и светлых моментов. Байки, о том, как Н.Н. «ласточкой» выпрыгнул из окна (первого этажа ,к счастью), чтобы спасти 6-летнюю дочь, атакованную рассерженным соседским индюком (а вот не надо было дразнить птичку Божью!), о том, как самая младшая дочь, Нина, ушла «за буйкой» (булкой) в 3 года, а Г.М., куда там Шойгу, организовала троих старших дочерей и еще человек десять детворы со двора и развернула настоящие поиски; как старшая дочь, Лена, категорично требовала перед сном «Мама, дай мне сорок вишен!», а мама, укладывая ее спать на сундуке, изысканным тоном интересовалась: «А гвоздей жареных не хочешь?» - все это до сих пор помнится и в лицах рассказывается в моем беспокойном семействе. Помним и то, как в войну Г.М. приходила домой – худая, серо-зеленая, и курила махорку, прислонившись к чуть теплой печке: она литрами сдавала кровь в госпиталь для раненых, а курение хотя бы немног опритупляло чувство голода.
После смерти прадеда в 53 году в семье был создан практически его культ. Не тот, когда нельзя косо посмотреть ,чтобы не подвергнуться обвинениям в посягательстве на святое. Г.М. всегда с такой теплотой и любовью вспоминала мужа, даже не рассказывая какие-то истории, просто произнося его имя с непередаваемой интонацией, что эти чувства разделяли внуки, появившиеся на свет после его смерти.
Г.М. прожила до 83 года настоящим матриархом в семье. Но это не значит, что она непререкаемо диктовала свою волю, и все маршировали по ее указке. Да, ее мнение имело самый высокий авторитет ,но она умудрялась быть другом и наперсницей своей внучке-комсомолке, привить любовь к чтению оболтусам-внукам (дядюшки до сих пор с ностальгией вспоминают ,как они спустили за диван «Дон Кихота», а бабушка гонялась за ними вокруг стола с чайным полотенцем – эффективный педагогический прием ,как показало время!). Читала – до последних дней жизни ,и не только классику. Знала и привечала всех их собаководческих друзей, для всех находила доброе слово и интересный разговор.
Когда она умерла, никто бы не поверил ,что хоронят старую женщину, «осколок империи» - за гробом толпой шла молодежь с цветами, и не плакали только потому, что Г.М. очень не одобряла слез.
От Catkin - первый другВ условиях прописано, что это человек, поэтому живые собаки, плюшевая обезьяна Соня и мохнатый медведь не смейтесьМадонна не рассматриваются. Я всегда была человеком-устрицей, выковырять меня из раковины довольно сложно, а в детстве - так и вообще задача для Геракла. Со взрослыми я в детстве дружить не умела - мешал пиетет и убежденность в собственной неинтересности. С детьми, плюс-минус ровесниками, во дворе я играла, но обо мне они, ничего не знали, кроме того, какие у меня есть игрушки. Ребенком я была слабеньким, дохленьким, закутанной бабушкиной внучкой, поэтому в "командные" игры меня не брали ,да я и не стремилась, а дочки-матери не любила (мо со мной играли более старшие девчки, и роль живой куклы мне не нравилась). Позже, в 8-9 лет, пришло время пряток, "походов", всяких сказочых квестов, и тут моя фантазия пригодилась. Но близких друзей так и не появилось. Перед школой у меня появилась приятельница, с семьей которой мы ездили отдыхать на теплоходе. До сих пор не знаю, дружили мы или общались просто потому, что дружили родители. А первый друг (именно друг, т.е. человек, которому доверяешь) у меня появилась только в школе. Знакомы мы на данный момент 22 года, из них близко дружим - 19. Я была свидетельницей у нее на свадьбе, крестила ее дочку. Мы видели друг друга в разных видах, знаем, откуда у тех или иных "тараканах" ноги растут. Надеюсь, и дальше друг от друга никуда не денемся)))
От Яртур первый враг. Точнее, идейный противник, человек, чьи поступки и взгляды вызвали у тебя резкое отторжение
Врагов, по крайней мере явных, у меня нет (или я умудряюсь про них не знать). Поступки и взгляды? Я могла бы назвать, например, Гитлера, или какую-нибудь Божену Рынску (масштабы не сопоставимы, просто я не согласна с ними от слова "совсем", до полного отторжения и проблем с восприятием их как существ одного со мной биологического вида). Но не буду: для меня противостояние должно ити в режиме иалога (даже если собеседники друг друга не слушают). А если я лишена возможности даже лицо противнику побить ,то это уже не противостояние, это как-то по-другому называется)))
Поэтому я назову человека, с которым нахожусь в состоянии противостояния с первых сознательных шагов. Я сама. Сколько себя помню, я собой не довольна и в мире и согласии не жила)) Вечно приходится эту дурную курицу пинками куда-то гнать, требовать, разбираться с ее "загибонами", запиннывать ногами ее лень, мнительность и желание подождать, пока "само рассосется" или волшебник в голубом вертолете прилетит, рычать, когда она опять бояться изволит, прикладывать "фейсом об тейбл" за очередную хандру на пустом месте... В общем, конфликт с собой как двигатель прогресса))
@темы: Мелочи жизни, Гелкины байки, Тепло родных ладоней, Флэшмоб
Расскажи, пожалуйста, про своего первого друга.
Спасибо, очень интересно! Очень рада за вас с подругой. Надеюсь, когда-нибудь ты и сама с собой подружишься!
Это тебе решать, конечно. Просто я не так давно подружилась сама с собой, и очень хорошо получается. И с другими дружить помогает! Так что ты подумай, ладно?
Можно и от меня задачу:первая серьезная влюбленность (то есть не детсадовская или киношная) и влюбленность приведшая к взаимному общению).
первая серьезная влюбленность ыыы... трудно ,но я попробую)
И как раньше умели впихивать в головы одинаково хорошо и математику, и иностранные языки, и литературу?
Shell Rell, спасибо! Ну, они учились едва ли не круглосуточно, заведение-то закрытое было. И программа была другая: языки учили не только на уроке ,но и практиковались в "свободное" время (были дни, когда даже между собой надо было обязательно говорить по-французски ,например, другой день - по-немецки) И курс математики все-таки поменьше был ,чем в современной школе (до тригонометрии и основ геометрии; анализ ,стереометрию и прочее не преподавали)
Спасибо за чудесный рассказ! Какая у тебя замечательная прабабушка!